1) Опережающее познавательное развитие
√ Отличаясь широтой восприятия одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроены окружающие предметы. Они способны следить за несколькими процессами сразу и склонны активно исследовать все окружающее;
√ Обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы;
√ Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
√ Обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать; с удовольствием изобретают собственные слова.
√ Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами, не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
√ Отличаются продолжительностью периода концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи, большой степенью погруженности в задачу.
2) Психосоциальная чувствительность
√ Обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания;
√ Характерны живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия;
√ Обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Восприятие смешного у них нередко отличается от восприятия сверстников;
√ Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте - нетерпеливы и порывисты;
√ Порой характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Чрезмерно чувствительны к неречевым сигналам окружающих;
√ Нередко развивается негативное самовосприятие (негативная Я-концепция), возникают трудности в общении со сверстниками.
3) Физические характеристики
√ Отличаются высоким энергетическим уровнем; спят меньше обычного;
√ Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать и развивать несамостоятельность;
√ Зрение часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:
1.Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
2.Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
3.Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
4.Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
5.Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
6.Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
7.Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые “помехи”.
8.Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
9.Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
10.Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
11.Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
12.Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:
1.Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
2.Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
3.Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
4.Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
5.Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
6.Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
7.Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.